13 июля 2021
О новом законе о государственном контроле
С 01.07.2021 вступил в законную силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.
Основными принципами ФЗ № 248-ФЗ являются:
- применение риск-ориентированного подхода при проведении контрольных мероприятий .От отнесения объектов контроля к определенным категориям риска будут зависеть виды и периодичность проведения в отношении них плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Категории риска будут определяться в положении о виде контроля соразмерно рискам причинения вреда (ущерба). Причем положением о виде контроля должно быть предусмотрено минимум три категории риска, одна из которых – категория низкого риска;
- профилактика рисков причинения вреда. В соответствии с ФЗ № 248 при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), будет являться приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. 7 видов профилактических мероприятий: информирование ; обобщение практики, стимулирование; объявление предостережения, консультирование, самообследование ; профилактический визит;
- уход от «палочной системы». Закон № 248-ФЗ запрещает оценивать результаты работы контролирующих органов по количеству проведенных мероприятий, выявленных нарушений и лиц, привлеченных к ответственности, по количеству и суммам назначенных штрафов;
- отказ от проверки как единственного мероприятия (вводится 10 способов осуществления контроля). Закон № 248-ФЗ систематизировал и расширил перечень видов контрольных мероприятий. Помимо уже известных документарной и выездной проверок (сроки их проведения сократили до 10 дней), рейдового осмотра, контрольной закупки и наблюдения за соблюдением обязательных требований с 1 июля 2021 года появятся: мониторинговая закупка, выборочный контроль, выездное обследование, инспекционный визит;
- информатизация. Документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом при осуществлении государственного контроля (надзора), а также специалистами, экспертами, привлекаемыми к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа действиях и принимаемых решениях осуществляется посредством размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг), а также посредством средств связи.
- учет видов контроля. В целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создаются: 1) единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - единый реестр видов контроля). Формирование единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется с 1 июля 2021 года. Ввод указанного реестра в эксплуатацию осуществляется до 1 января 2022 года.
ФЗ № 248 предусматривает взаимодействие с 01.01.2024 контролеров и контролируемых лиц только в электронном виде, до 31.12.2023 информирование контролируемого лица возможно на бумажном носителе.
Инспекцией в рамках полномочий на сегодняшний день осуществляются два вида контроля (надзора):
региональный государственный жилищный надзор – региональный вид контроля
лицензионный контроль предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами – федеральный вид контроля.
С 01.03.2022 лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами становится видом регионального контроля.
Для реализации требований ФЗ № 248 принят новый Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее –№ 170-ФЗ), который также вступает в законную силу с 01.07.2021.
Пунктом 3 статьи 67 № 170-ФЗ изменена редакция статьи 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации о государственном жилищном надзоре, муниципальном жилищном контроле и общественном жилищном контроле. Более подробно конкретизирован предмет государственного жилищного надзора. Разделены полномочия между органами государственного жилищного надзора и органами муниципального жилищного контроля.
С 01.07.2021 исключаются положения, предусматривающие:
- особенности организации и проведения плановых и внеплановых проверок (части 4.1 и 4.2 статьи 20 ЖК РФ);
- особенности проведения проверок в отношении региональных операторов - специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (часть 4.3 статьи 20 ЖК РФ).
- статья 20 ЖК РФ дополнена видами госконтроля в отношении региональных операторов, органов исполнительной власти и местного самоуправления (части 15,16)
Порядок проверки регоператоров, должен быть разработан Правительством Российской Федерации.
Основными принципами ФЗ № 248-ФЗ являются:
- применение риск-ориентированного подхода при проведении контрольных мероприятий .От отнесения объектов контроля к определенным категориям риска будут зависеть виды и периодичность проведения в отношении них плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Категории риска будут определяться в положении о виде контроля соразмерно рискам причинения вреда (ущерба). Причем положением о виде контроля должно быть предусмотрено минимум три категории риска, одна из которых – категория низкого риска;
- профилактика рисков причинения вреда. В соответствии с ФЗ № 248 при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), будет являться приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. 7 видов профилактических мероприятий: информирование ; обобщение практики, стимулирование; объявление предостережения, консультирование, самообследование ; профилактический визит;
- уход от «палочной системы». Закон № 248-ФЗ запрещает оценивать результаты работы контролирующих органов по количеству проведенных мероприятий, выявленных нарушений и лиц, привлеченных к ответственности, по количеству и суммам назначенных штрафов;
- отказ от проверки как единственного мероприятия (вводится 10 способов осуществления контроля). Закон № 248-ФЗ систематизировал и расширил перечень видов контрольных мероприятий. Помимо уже известных документарной и выездной проверок (сроки их проведения сократили до 10 дней), рейдового осмотра, контрольной закупки и наблюдения за соблюдением обязательных требований с 1 июля 2021 года появятся: мониторинговая закупка, выборочный контроль, выездное обследование, инспекционный визит;
- информатизация. Документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом при осуществлении государственного контроля (надзора), а также специалистами, экспертами, привлекаемыми к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа действиях и принимаемых решениях осуществляется посредством размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг), а также посредством средств связи.
- учет видов контроля. В целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создаются: 1) единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - единый реестр видов контроля). Формирование единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется с 1 июля 2021 года. Ввод указанного реестра в эксплуатацию осуществляется до 1 января 2022 года.
ФЗ № 248 предусматривает взаимодействие с 01.01.2024 контролеров и контролируемых лиц только в электронном виде, до 31.12.2023 информирование контролируемого лица возможно на бумажном носителе.
Инспекцией в рамках полномочий на сегодняшний день осуществляются два вида контроля (надзора):
региональный государственный жилищный надзор – региональный вид контроля
лицензионный контроль предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами – федеральный вид контроля.
С 01.03.2022 лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами становится видом регионального контроля.
Для реализации требований ФЗ № 248 принят новый Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее –№ 170-ФЗ), который также вступает в законную силу с 01.07.2021.
Пунктом 3 статьи 67 № 170-ФЗ изменена редакция статьи 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации о государственном жилищном надзоре, муниципальном жилищном контроле и общественном жилищном контроле. Более подробно конкретизирован предмет государственного жилищного надзора. Разделены полномочия между органами государственного жилищного надзора и органами муниципального жилищного контроля.
С 01.07.2021 исключаются положения, предусматривающие:
- особенности организации и проведения плановых и внеплановых проверок (части 4.1 и 4.2 статьи 20 ЖК РФ);
- особенности проведения проверок в отношении региональных операторов - специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (часть 4.3 статьи 20 ЖК РФ).
- статья 20 ЖК РФ дополнена видами госконтроля в отношении региональных операторов, органов исполнительной власти и местного самоуправления (части 15,16)
Порядок проверки регоператоров, должен быть разработан Правительством Российской Федерации.