Оплата услуг ЖКХ
Постановлением Правительства РФ от 03.02.2022 № 92 внесены изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. С сентября 2022 года вводится новый порядок начисления платы коммунальных ресурсов на содержание общего имущества (далее – КР на СОИ). Новый порядок расчета размера платы предусматривает несколько вариантов: - если общедомового счетчика нет либо он выведен из строя или истек срок его поверки — расчет производится по нормативу; - если установлен общедомовой прибор учета, но собственники не приняли решение о распределении КР на СОИ по факту, то в основе расчета норматив, который в дальнейшем пересчитывается на фактическое потребление; - если собственники проголосовали за начисление по среднемесячному потреблению КР на СОИ, то оно выставляется в расчетном периоде, а затем корректируется на факт; - расчет за КР на СОИ производится по факту на основе показания общедомового прибора учета при наличии такого решения собственников; - если в доме установлена автоматизированная информационно-измерительная система учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, то КР на СОИ определяется по ней каждый месяц. Перерасчёт размера платы производится: а) по истечении каждого календарного года в течение I квартала года, следующего за расчетным годом; б) при прекращении управления многоквартирным домом в последнем платежном документе; в) в случае, если на ОСС собственники изменили порядок оплаты на КР на СОИ. При этом величина перерасчета, произведенного за период, прошедший со дня предыдущего перерасчета за последний месяц действия предыдущего способа определения размера расходов если иное не установлено договором с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.
Постановлением Правительства РФ от 03.02.2022 № 92 внесены изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354). Согласно подпункту б пункта 13(1) приложения 2 к Правилам № 354 в случае отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод и оборудования многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды и горячей воды приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем сточных вод, отведенных в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, определяется по формуле 12(2), как сумма объема холодной и горячей воды потребленной за расчетный период в многоквартирном доме в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной и горячей воды.
В соответствии с подпунктом е(1) пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 управляющая организация вправе устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан. Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Таким образом, на управляющей организации лежит обязанность о взыскании с потребителей задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги. Вместе с тем, согласно статье 157.2 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 – 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Согласно пункту 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения. Указанный в пункте 31 Правил № 491 размер платы за содержание жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ. Проект перечня услуг и работ составляется и представляется собственникам помещений в многоквартирном доме для утверждения управляющей организацией. В целях подтверждения необходимости оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных проектом перечня услуг и работ, управляющая организация обязаны представить акт обследования технического состояния многоквартирного дома, а также иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях), и при необходимости - заключения экспертных организаций. Перечень услуг и работ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункты 5 – 8 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416). Кроме того, Перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется с учетом конструктивных элементов многоквартирного дома, в том числе конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома (пункт 3 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290) Согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Ответы на вопрос № 3 Согласно пункту 1 статьи 1151 ЖК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным. В настоящее время отсутствует специальный закон, определяющий порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность РФ, а также порядок передачи его в собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований (п. 3 ст. 1151 ГК РФ). В связи с этим наследование выморочного имущества осуществляется согласно общим правилам о наследовании, установленным гражданским законодательством, с учетом некоторых особенностей. В частности, для приобретения выморочного имущества не требуется принятие наследства, кроме того, не допускается отказ РФ, субъекта РФ или муниципального образования от принятия выморочного имущества (п. 1 ст. 1152, п. 1 ст. 1157 ГК РФ). Нотариус выдает свидетельство о праве на наследство собственнику выморочного имущества в лице (п. 1 ст. 1162 ГК РФ; п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432; п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9; п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ): – территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) - в случае перехода имущества в федеральную собственность; – наделенных соответствующими полномочиями органов муниципальных образований или органов субъектов Российской Федерации (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) - при переходе имущества в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. Согласно части 15 статьи 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать с собственников помещений в многоквартирном доме в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Если имущество наследодателя относится к выморочному имуществу, требования о взыскании задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги предъявляется соответственно к Российской Федерации, городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу или муниципальному образованию, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону. Требования предъявляются в порядке искового производства по общим правилам законодательства.
В силу пункта 112 постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» при отсутствии приборов учета тепловой энергии, если их установка является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации, потребитель оплачивает стоимость потребленной тепловой энергии и теплоносителя с применением повышающего коэффициента, установленного органами государственного регулирования цен (тарифов), в случае если иное не предусмотрено жилищным законодательством. Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, так же установлено правило о применении повышающих коэффициентов в расчетах за коммунальные услуги: при отсутствии в жилом помещении и (или) в многоквартирном доме приборов учета (в случаях обязательного оборудования соответствующих помещений или многоквартирного дома индивидуальным, квартирным, общедомовым приборами учета) и отсутствии у исполнителя коммунальных услуг акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки прибора учета. Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.06.2017 № 19506-00/04 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае наличия технической возможности его установки ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление, выставляемой управляющей организацией. Применение повышающего коэффициента к размеру платы за отопление потребителям коммунальных услуг не предусмотрено. Как показывает судебная практика, зачастую позиция управляющей организации об отсутствии оснований у ресурсоснабжающей организации для применения повышающего коэффициента, подлежит отклонению с учетом вышеизложенного, а также в ввиду ее противоречия пунктам 5-7, подпункту «а» (1) пункта 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2022 № 491, пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Судами отмечается, что применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги. Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. В определении от 27.04.2017 № 60-АПГ17-6 Верховный Суд Российской Федерации также указал на то, что применение повышающего коэффициента при расчетах количества коммунального ресурса исходя из норматива потребления обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчетов на основании приборов учета. В тоже время обращаем внимание на постановление арбитражного суда апелляционной инстанции от 28.07.2022 по делу А29-12846/2021, которым с управляющей организации взыскана задолженность без применения повышающего коэффициента. В рассматриваемом случае суд принял во внимание решение суда общей юрисдикции, которым на ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность по установлению и введению в эксплуатацию общедового (коллективного) прибора учета. Судом апелляционной инстанции отмечено, что ситуация, в которой истец, являющийся ресурсоснабжающей организацией, не исполняющей в течение длительного времени обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета и не имеющей намерения ее исполнить, при этом требующей плату за поставленный коммунальный ресурс в повышенном размере ввиду отсутствия таких приборов учета, позволяет ему извлекать преимущество из своего незаконного и недобросовестного поведения, что противоречит пункту 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 Общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя (подпункт «и», «к» пункта 11): - проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; - обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.); В соответствии с действующим законодательством приборы учета должны быть введены в эксплуатацию не позднее двух месяцев с момента окончания межповерочного интервала, выхода приборов из строя.
Виды и сроки капитального ремонта указаны в приложении в постановлению №254/210. Так же информация доступна на сайте регионального оператора капитального ремонта Кировской области - НКО "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области" www.fkr43.ru
При отсутствии общедомового прибора учета тепловой энергии начисление платы за отопление производится по нормативам в течение календарного года и корректировка платы не производиться.
Согласно п.4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
При установлении размера платы необходимо руководствоваться Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правилами их оказания и выполнения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290, а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170.
Согласно п.2.3.7 Постановления Государственного комитета российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее Правила №170) следует, что в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших 5 лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничить работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весеннее-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования, ремонт общедомового электрооборудования, устранение аварий на общем имуществе, регулярная уборка территории, вывоз мусора). Согласно п.2.4.3 Правил №170 следует, что капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять не целесообразно в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающих безопасные и санитарные условия в них на оставшийся срок.
Сам по себе факт признания дома аварийным не означает, что автоматически должно быть прекращено выполнение некоторых работ на доме. До переселения всех жильцов из аварийного дома обязанности управляющей компании по соблюдению параметров и условий, которым в целях безопасности людей в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома, сохраняются. Зачастую поддержание конструкций дома в таком состоянии требует больше работ и услуг для его содержания.
Таким образом, собственники и наниматели жилых помещений в аварийном и подлежащим сносу многоквартирном доме обязаны вносить плату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги.